четверг, 19 ноября 2015 г.

Проект парка истории промышленной культуры (ноосферного парка) "Пороги"

ПРЕАМБУЛА  
Первый и закономерный вопрос к авторам проекта заключен в самом названии проекта:
Что такое НООСФЕРНЫЙ парк?
Такая лаконичная формулировка сложилась в процессе работы и вытекает из нескольких            определений, наиболее точно соответствующих структурно-функциональной организации   данной территории:
Природный (ландшафтный) парк -   расположенный в   зоне ландшафтных комплексов: низкогорий Южного Урала, долин   рек Большая Сатка и Ай, Уфимского плато.
Этно-культурный   парк   -   охватывающий   богатейший   срез национального культурного наследия Айлинских башкир, русских поселенцев, среди которых доминирующую роль играют традиционные уклады старообрядцев.
Парк истории промышленной культуры и российской инженерии - включаемый, в так называемый Горнозаводский коридор, объединивший в   себе уникальное в мире наследие промышленной культуры XVIII-XX веков.
Рекреационный (туристский) парк, основной   функциональной задачей которого   является включение   данной территории в Культурный оборот области, страны, Мира.
Ноосферный парк -  социально-экологическая модель отношения Человек-Природа, развивающихся на принципах взаимообусловленности и целесообразности.
Следующим вопросом наверняка    будет:
В чем   заключается уникальность парка?   Или, каковы те концептуальные   положения, которые обеспечивают жизнеспособность проекта в настоящем, тем более в будущем?
Постановка таких вопросов по отношению к объекту Культуры, Природы сама по себе нетривиальна, поскольку в практике нашей жизни сложилась привычка утверждать, что Культура, Природа -  это ценности, то есть то, что не подлежит критическому обсуждению.
Челябинской области повезло.  Повезло в том, что в самой живописной ее горно-лесной зоне сохранились памятники инженерной мысли и деятельности.  Не технократической деятельности, где История понимается как прогресс машин и механизмов, именно инженерной.  Подлинный инженерный подход строит другой Мир, Мир, обустроенный таким образом, что Человеку отводятся высшие формы деятельности.
Технические устройства высвобождают человеческий интеллект для новых задач. При этом обустройство осуществляется локально и экологически точно, что означает не разрушение Окружающего Мира и возведение Нового на нем, но и сохранение других Миров (Мира Природы, например) и придания им особых функций.
К сожалению, в  России  инженерное отношение было утрачено, что в  совокупности с другими  факторами привело  к той  разрухе в умах, промышленной культуре, которую мы имеем сейчас.
Природно-исторический комплекс «Пороги»  представляет собой след инженерной мысли и деятельности в вышеупомянутом смысле.  Но это именно след, то есть мертвый отпечаток. Он ничего не  говорит непросвещенному  уму  и  сердцу.  Создание  Парка имеет  своим назначением превратить  «Пороги» в  Вещь Культуры, передающего Мир инженерного отношения.
Смысл  и  значение  Порогов  состоит  в  том, что «творить» можно не  только Разруху,  но и  Миры. Но  для этого нужно, прежде всего,  обустроить  свою  Мысль  и Действие  -  именно это должен «говорить» людям этот Парк. 

II. ПОРОГИ. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ 
Инженерное дело, как известно, зародилось в Европе в XV веке его  возникновение принято  связывать  с  такими именами, как Бенвенуто Челлини, Рафаэль  Альберти, Леонардо да Винчи и др.  В рамках естественно-научной картины  Мир инженерия XV-XVII  веков рассматривалась   как   деятельность,   подчиненная   науке,  как механизм реализации научного знания.
В XVIII-XIX веках  инженерия становится массовой  профессией. Это происходит благодаря тому, что формируются  профессиональные нормы   инженерной   деятельности,   корпус инженерных  знаний, становятся  системы  подготовки  инженерных  кадров,   появляются четкие  институциональные  формы  инженерной  деятельности.  Этот период получил название европейской классической инженерии.
Именно  в  этот  период  происходит  подключение  к  процессу развития  инженерной  мысли России.  Поворотным  пунктом в  этом отношении  стали  реформы  Петра I.  Перед  Петром стояли задачи создания военной мощи и укрепления политического статуса   России, для чего стране  были необходимы специально  подготовленные люди, способные    осуществлять технические    действия.  Получив разностороннее образование  (в том  числе техническое) в Европе, где Петр изучал  фортификацию, механику, судостроительное  дело и др.,  Великий реформатор  сделал  ставку  на  обучение российских мастеровых людей за  границей,  а  также на  открытие  отечественных учебных  заведений  по  европейским  образцам.  Кроме  того, для решения насущных  государственных задач  Петр широко  использовал практику приглашения  зарубежных  специалистов.  Этот   импульс, поддержанный и развитый другими правителями, привел к тому,  что Россия быстро освоила достижения европейской инженерной  мысли и в  XIX  веке  в  стране  сложилась  собственное  профессиональное сообщество инженеров, которому  были по плечу  практически любые технические   задачи.
О профессиональном уровне российских инженеров  говорят   многочисленные сооружения   и  комплексы, сохранившиеся на  Урале.
Промышленная колонизация Южного Урала  пришлась на  XVIII  век. Империя   Демидовых, Строгановых и других промышленников раскинулась по всей зоне  предгорий и гор.
Территория нынешнего Саткинского района  не осталась в стороне. На слиянии рек Большая и Малая  Сатка, в непосредственной близости от Бакальских железорудных месторождений возводится  металлургический  завод. Вокруг завода  образуется рабочий поселок, перерастающий в город.
В  конце  XIX  века  через  Уральские  горы пролегает  нитка  трансконтинентальной железодорожной  магистрали -  уникальнейшего инженерного сооружения, проложенного на этом отрезке без  единого тоннеля.   Участок Златоуст-Обь  (Новосибирск) -  вечный памятник инженеру «всех времен и народов» Гарину-Михайловскому. Но увы многие немного по другому представляют себе Транссиб, прокладывая его через Екатеринбург, что исторически ошибочно, т.к. южная ветка его построена раньше, в т.ч. потому что тюменские купцы отказались от финансирования северной ветки дороги. 
В это же время в  Сатке работает столь же великий российский инженер   -   Александр Филиппович   Шуппе, управляющим металлургическим заводом.
В 1900 г. в Уфимском горном округе на казенных землях Саткинской горнозаводской дачи возникло товарищество «Магнезит» горного инженера Шуппе, Маркусона и К. Фирма поставила своей задачей не только приготовление обожженного магнезита (магнезитового порошка), но и магнезитовых кирпичей, как лучшего огнеупорного материала для мартеновских печей. Для этой цели товарищество приступило в сентябре 1900 г. к постройке первого завода для переработки магнезита и изготовления магнезитовых кирпичей, и 8 сентября 1901 г. состоялось открытие нового завода. До этого магнезит и изделия из него ввозились из-за границы. Магнезит оказался высококачественным, гораздо более лучшим, чем привозной. 28 декабря 1903 г. состоялось Высочайшее утверждение положения Комитета Министров, которым было разрешено «учредить товарищество на паях под наименованием Товарищество «Магнезит» для продолжения и развития действий магнезитных заводов в Саткинской даче Златоустовского горнозаводского округа Уфимской губернии на арендованных у казны двух участках земли, для разработки магнезитных месторождений на означенных участках, приобретения и эксплуатации химических заводов и для торговли продуктами горной и фабрично-заводской продукции. Учредителями Товарищества являются надворный советник Михаил Иванович Маркусон, горный инженер Александр Филиппович Шуппе, коллежский асессор Александр Осипович Немировский и коллежский секретарь Григорий Осипович Немировский. Основной капитал Товарищества назначается в 400000 руб., разделенных на 2000 паев по 200 руб. каждый. Управление делами Товарищества принадлежит правлению, находящемуся в Санкт-Петербурге». Чистая прибыль товарищества Магнезит за 1904 год составила 89221 руб. На Всемирной выставке 1905 г. в Льеже товарищество получило золотую медаль за свои экспонаты. Позже в товариществе стал преобладать иностранный капитал и она стала именоваться иностранная компания Магнезит с ограниченной ответственностью.
В настоящее время ОАО «Магнезит» - «детище» А.Ф.Шуппе - является крупнейшим в мире предприятием по производству магнезиальных огнеупоров.
В 1905 году Александр Филиппович Шуппе производит рекогносцировку  в нижнем течении  р. Б.Сатака  -  здесь он  планирует строительство первого в России электрометаллургического завода  по  производству ферросплавов.
Такое место А.Ф.Шуппе находит в 35 верстах от Саткинского завода, в 18 верстах от ж.д.станции Бердяуш и в 5 верстах выше впадения р.Б.Сатка в р.Ай. Здесь в самом узком месте долины р.Б.Сатка, зажатой между двумя хребтами Уары и Чулковский было выбрано место под строительство. Тут же рядом на Чулковском хребте предполагалось добывать кварцит – исходное сырье для получения ферросилиция.
Более крупный завод планировалось построить на р. Ай у  деревни Лопасы. К сожалению, этому замыслу не суждено было  сбыться из-за  событий связанных с роковыми датами - 1914 и 1917 гг.
29 сентября 1905 года А.Ф.Шуппе подает прошение на имя министра финансов об передаче ему участка казенной земли площадью 50 десятин на левом берегу р.Сатка под строительство электрометаллургического завода. Такое разрешение было вскоре получено, и 3 июня 1906 года с казной заключается договор на аренду сроком на 99 лет. Размер платы за аренду 1 десятины составил 1 рубль, а за использование водяной силы реки – 500 рублей в год.
13 октября 1907 года Шуппе просит увеличить участок арендуемой земли еще на 10 десятин и разрешить строительство второй плотины на р.Сатка. 9 ноября 1907 года разрешение было получено. Начиная с 1906 года, ведется проектирование гидроузла и заводского комплекса. Эту работу выполнил ученый-гидродинамик, профессор Б.Бахметьев. В архиве завода и до настоящего времени сохранились некоторые чертежи, подписанные его рукой.
Шуппе в 1908 г. создает «Южноуральское Электрометаллургическое товарищество графа  и графини Мордвиновых, барон  Роппа  и горного инженера  Шуппе». Инженерный корпус возглавлял сам Шуппе.
Для проектирования гидросооружения электростанции Шуппе привлекает ученого-гидротехника Бориса Александровича Бахметьева.
Борис Александрович Бахметьев получил образование в Санкт-Петербургском институте инженеров путей сообщения, который окончил в 1902 году. В 1903 г. Бахметьев продолжил обучение в Цюрихском политехническом институте. Начиная с 1905 г., в течение 12 лет он преподавал в Императорском Санкт-Петербургском политехническом институте, занимая должности профессора на кафедрах гидравлики, гидроэнергетики, теоретической и прикладной механики. В 1911 г. Бахметьев защитил докторскую диссертацию в Институте инженеров путей сообщения.
С началом первой мировой войны значительное место в жизни Бахметьева заняла общественно-политическая деятельность. В 1915 г. он включился в работу Международного Красного Креста на территории России. Вслед за этим, как член Военно-промышленного комитета и Закупочной комиссии, начал заниматься организацией поставок военного и прочего снаряжения для российской армии из Англии и США. В течение двух лет поставки из Америки существенно увеличились, и в 1917 г. Бахметьев был направлен в США уже как товарищ (заместитель) министра торговли и промышленности Временного правительства. В том же 1917 г. Временное правительство назначило Бахметьева послом России в США.
Октябрьская революция 1917 г. в России первоначально не изменила статуса Бахметьева, поскольку США не торопились признавать правительство большевиков. По-прежнему он возглавлял посольство России, организовывал деятельность Закупочной комиссии и Русского информационного бюро в Нью-Йорке. Особым объектом заботы для него стали эмигранты из России, потоком хлынувшие в страны Европы и Америки. Изгнанников из России ожидали в США иммиграционные барьеры, трудности с получением работы и гражданства, В этих условиях поддержка русского посла оказывалась неоценимой. Многие русские эмигранты, включая выдающихся деятелей науки и техники – В.К.Зворыкина, О.Л.Струве, И.И.Сикорского, С.П. Тимошенко и других, на всю жизнь сохранили чувство благодарности Бахметьеву за помощь с устройством в новой стране. 
Вопросами разработки мероприятий по оказанию помощи русским эмигрантам, разбросанным по разным странам, стала заниматься созданная в Париже Конференция российских послов (председательствовавший – посол России во Франции В.А. Маклаков и другие участники этой организации представляли большевистскую Россию). Конференция приложила большие усилия для того, чтобы найти материальные средства поддержки тысяч беженцев из России; весомый вклад в эти средства был сделан посольством, которое возглавлял Бахметьев. Оказание помощи русским эмигрантам занимало большое место в деятельности Бахметьева в период 1918-1922 годы. Эти проблемы он обсуждал в письмах к деятелям российской эмиграции: В.А. Маклакову, Е.Д. Кусковой, Г.Е. Львову, президенту Чехословакии Т.Масарику и другим.
Активное участие Бахметьев принял в подготовке предложений и проектов документов для проводившейся в 1919-20 гг. Парижской мирной конференции.
Важнейшим результатом общественной деятельности Бахметьева стало создание Российского гуманитарного Фонда в США. В течение многих лет Бахметьев являлся директором этого фонда, а также Фонда помощи российским студентам.
Подписание в 1922 г. Рапалльского договора означало международное признание Советской России. Бахметьев прекратил работу в качестве посла и возвратился к научно-инженерной деятельности. В 1923 г. он открыл в Нью-Йорке консультационную фирму по вопросам проектирования гидравлических систем. Активно включился в бизнес как пайщик ряда фирм. Наиболее тесно Бахметьев сотрудничал с «Lion Match Co.», в которой являлся председателем совета компании.

Одновременно Бахметьев занялся научной работой, проводя исследования по вопросам переменных потоков жидкости в лаборатории гидравлики Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 1931 г. он получил должность профессора кафедры гражданского строительства Колумбийского университета.
Как ученый, Бахметьев внес существенный вклад в развитие «новой гидравлики». Традиционная наука о течении жидкости, классиком которой являлся Рейнольдс, продолжала в тот период идти по пути уточнения базовых уравнений, сформулированных еще в Х1Х в., и все больше отрывалась от требований практики. Бахметьев оказался в числе ученых, первыми применивших в науке о течении жидкостей достижения и методы аэродинамики и открывших новые горизонты гидравлики. Широкую известность, получили труды Бахметьев «Переменные потоки жидкости» (1914), «Гидравлика открытых каналов» (1932), «Механика турбулентного движения» (1936). За последнюю работу, переведенную на несколько языков, Бахметьев был удостоен большой медали Общества дипломированных инженеров Франции.
С 1917 г. Бахметьев входил в Американское общество гражданских инженеров (в 1945 г. был избран его почетным членом), являлся членом Американского общества инженеров-механиков, Института аэрокосмических наук. Выдающиеся заслуги Бахметьева в развитии прикладной науки были отмечены присуждением ему почетных премий Дж.Лори (1937) и Дж.Стивенса (1944).
Уделяя значительное время научным исследованиям, Бахметьев никогда не оставлял общественную деятельность. Продолжая руководить деятельностью Гуманитарного фонда, в середине 1940-х гг. он стал одним из членов-учредителей Американского национального фонда научных исследований. Бахметьев входил также в Национальный внешнеполитический совет, Ассоциацию прогресса науки, Академии наук штатов Нью-Йорка и Коннектикут.
Запоминающимися были выступления Бахметьева на различных форумах, по американскому радио и телевидению. Блестящее владение английским языком, отличная дикция, экспрессия и логика речей принесли ему славу замечательного оратора.
Квартира Бахметьева в Нью-Йорке напоминала картинную галерею, но среди многочисленных произведений художников всего мира значительную часть составляли картины русских мастеров. Большую художественную ценность представляла собранная бывшим послом коллекция русских икон.
Встречавшийся со многими общественными и политическими деятелями, людьми науки и искусства, Бахметьев был прекрасным рассказчиком и душой кампаний, собиравшихся в его нью-йорском доме. Скончался Борис Александрович Бахметьев в 1951 году в Нью-Йорке.
Данью памяти замечательному политику, общественному деятелю и ученому стали названные его именем Бахметьевский гуманитарный фонд и Бахметьевский архив российской и восточноевропейской истории и культуры, созданный при Колумбийском университете.
***
6 мая 1908 года образуется фирма «Уральское электрометаллургическое товарищество графа А.А.Мордвинова, графини Е.А. Мордвиновой, барона Ф.Т.Роппа и А.Ф.Шуппе». На средства этого товарищества и началось строительство завода в урочище Пороги на р.Б.Сатка.
Не лишне будет отметить какие основные принципы инженерного подхода  были реализованы А.Ф.Шуппе на  заводе «Пороги»:
1. Завод был построен по последнему слову техники и представлял собой единый комплекс зданий и сооружений гармонично вписанных в рельеф левого берега р.Сатки. Он состоял из плотины высотой 21 м и длиной по гребню 125 м, а также собственно производственного корпуса, в котором размещались машинный зал электростанции, электроплавильный цех и отделение для подготовки шихты и электродов. Кроме этого в комплекс входили: заводская химическая лаборатория, построенная из камня, деревянный склад и весовая, конюшня, пожарный сарай, кузня, а также здание конторы, расположенное в поселке в нескольких сотнях метров от завода.
2. Заводской комплекс был оснащен разнообразными механизмами, машинами и агрегатами лучших западноевропейских фирм Англии, Германии и других стран. Так, например, в помещении машинного зала ГЭС были установлены две гидротурбины производства фирмы «Бриглеб, Хансен и Ко», изготовленные в 1909 году в г.Гота (Германия). Одна из них мощностью 800 л.с. на одном валу с генератором для питания электропечей, вторая мощностью 50 л.с. на одном валу с генератором-возбудителем.
В помещении машзала был установлен мостовой однобалочный кран клепаной конструкции с ручным цепным приводом хода моста, передвижения тележки и подъема, грузоподъемностью 5 тонн.
3. В период последнего десятилетия ХIХ века в России существовало множество проектов строительства ГЭС разной мощности на Неве, Нарове, Волхове, Свири, Днепре и других реках. Лишь в конце века под руководством В.Н.Чиколева и Р.Э.Классона была построена первая в России ГЭС на р.Охте мощностью 0,3 мВт для снабжения электроэнергией Охтинского порохового завода в Санкт-Петербурге. Другая ГЭС «Белый уголь» мощностью 990 л.с.  и вырабатываемым напряжением 8 кВт была сооружена на р.Подкумок (Северный Кавказ) для освещения г.Минеральные Воды.  ГЭС завода «Пороги» была построена наряду с Гиндукушской, Сестрорецкой, Алавердинской и другими в конце первого десятилетия ХХ века.  Таким образом,  Порожская ГЭС является старейшей действующей промышленной ГЭС в границах России.
4. Начало промышленного изготовления ферросплавов относится к 60-м годам ХIХ века (Франция), путем восстановительной плавки в тигельных печах. Затем развитие получила выплавка в доменных печах, однако, невысокая температура не позволяла получать при этом высокопрочные сплавы - они были получены в результате электротермии.
Исследование процессов выплавки углеродистых ферросплавов в электрических печах с футеровкой из углеродистых огнеупоров было проведено Муассоном (Франция) в конце ХIХ века. В начале ХХ века П.Эру (Франция) были разработаны промышленные типы электрических дуговых печей прямого действия для выплавки ферросплавов.  Примечание: В России такие печи получили название «электропечи системы «Геру» («Жиру» у некоторых авторов). Все различия в названии связаны с русской транскрипцией французской фамилии. Способ выплавки малоуглеродистых соединений ферросплавов с использованием в качестве восстановителя  кремния был разработан Беккетом (США) в 1907 году и  усовершенствован Г.Джином (США) в 1909 году. Таким образом, сама идея строительства электрометаллургического завода в Порогах, технология и оборудование для производства ферросплавов были самыми прогрессивными в то время.
1 июля 1910 года завод «Пороги» (названный так в память о каменных порогах, затопленных прудом) был пущен в эксплуатацию. 12 июля 1910 года заводские печи выдали свою первую опытную плавку ферросилиция, а 24 августа этого же года была выпущена опытная плавка феррохрома весом 954 кг.
За первые полгода со дня пуска завода здесь было выплавлено 33 325 пудов ферросилиция и 12 875 пудов феррохрома. В плавильном цехе велись опыты по выплавке и других ферросплавов.
После октябрьских событий 1917 года завод продолжал работать под началом своего первого управляющего А.Ф.Шуппе. В 1918 году Шуппе из Порогов переехал работать в Златоуст, а затем, спустя некоторое время, выехал в Одессу. Сам завод сначала вошел в состав Южно-Уральского горнозаводского треста, а затем в объединение «Востоксталь». В 1928 году завод «Пороги» был передан Саткинскому металлургическому заводу.
Что касается российской инженерии, то социальные потрясения, вызванные революцией, оказали на  нее негативное воздействие. В результате реализации новых принципов устройства общественной жизни инженерное сообщество как социокультурный институт перестало существовать. Инженерная деятельность трансформировалась в деятельность по созданию технических устройств, то есть в разновидность технократии.
Объекты технократической деятельности раскинулись по всей России - как памятники индустриализации страны. В 1931 году вводится в строй гигант советских ферросплавов - ныне Челябинский электрометаллургический комбинат. Окруженный сейчас в радиусе нескольких километров «вымершими» кварталами некогда  жилых домов.
Завод «Пороги» успешно функционировал до 1961 год, когда  завод был передан под ведомственное начало Саткинского комбината  «Магнезит» и перепрофилирован под производство огнеупоров. В это время резко уменьшается штат завода, перестают функционировать  некоторые производственные подразделения, ухудшается  режим эксплуатационного обслуживания производства.
К счастью, ГЭС «Пороги» действует до сих пор, хотя производство уже давно остановлено, большая часть оборудования плавильного цеха и электростанции безвозвратно утеряно. Состояние завода и особенно гидросооружений, по мнению экспертов, перешло ту критическую черту, после которой весь комплекс оборудования, зданий, сооружений «идет в разнос». И теперь срок жизни памятника  определяется не временем,   силой любого последующего паводка.
Таким образом, на сегодняшний день может быть очерчен следующий круг проблем:
1. Аварийное и предаварийное состояние зданий, сооружений и механизмов комплекса  - памятник  мирового наследия индустриальной культуры - требует применения срочных мер по предотвращению его разрушения, не искажающих его исторический облик.
2. Отсутствие проработок концептуальных историко-культорологических и инженерно-технических положений не позволяет выявить пути дальнейшего использования памятника.
3. Экономическая ситуация, не позволяющая содержать памятник ради памятника, что само по себе иррационально, ставит проблемы развития производственной инфраструктуры.
4. Проблемы, связанные с включением памятника в культурный оборот страны и мира, выявляют необходимость создания научной, научно-технической  и туристской инфраструктуры. 

III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 
Исходя из вышеизложенного, выделим цель проекта:
Сохранение и возрождение природно-исторической среды комплекса  «Пороги» в традициях российской инженерии, включение в культурный (научный, производственный, туристский) оборот региона, страны, мира.
Рабочими задачами проекта  будут:
1. Сохранение памятника  индустриальной культуры - комплекса  «Пороги».
2. Сохранение природных ландшафтов.
3. Организация музейно-исторического комплекса  и его научно-технической инфраструктуры.
4. Организация производственной, туристско-экскурсионной инфраструктуры и деятельности. 

IV. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА 
1.  Географическое положение парка 
Территория проектируемого парка  расположена на севере Саткинского и на востоке Кусинского районов Челябинской области, включая в себя ландшафтные комплексы: низкогорных массивов Уары, Чулкова, Башукты, долин рек Большая Сатка  и Ай.
Проектируемая площадь парка  составляет около 5000 га.
На юг  к парку примыкает Самаро-Златоустовский участок трансконтинентальной железнодорожной магистрали. Узловая станция Бердяуш расположена  в 16 км к юго-востоку от пос. Пороги и связана  с ним грунтовой дорогой. Станция Бердяуш связана  с районным центром г. Саткой (40 км)  и г. Челябинск (200 км)  автомобильным шоссе. 
2. Архитектурно-планировочное решение парка 
Территориально-функциональные элементы парка можно подразделить на:
А) МУЗЕЙ ИНЖЕНЕРИИ - ограничен охранной зоной памятника. Включает плотину, здание машинного зала  и плавильного цеха, здание химлаборатории.
В здании химлаборатории будет расположена  экспозиция, идея которой заключается в реконструировании и представлении проекта инженерной деятельности, представленной  в двух ее  аспектах - инженерия малых энергосистем и инженерия электорметаллургии.
Следующим экспозиционным ядром должен стать мемориальный музей А.Ф. Шуппе и музей Б.А.Бахметьева - основателя завода  и его первого управляющего, который предлагается разместить в Доме управляющего. Мемориальная экспозиция по замыслу представляет проект социологический аспект инженерии – российских инженеров.
Техническое состояние комплекса, как упоминалось выше, стремительно ухудшается. Особо беспокоит состояние плотины. Весь комплекс требует немедленного проведения квалифицированной технической экспертизы, подготовки проектно-сметной документации и проведения комплекс  противоаварийных мер.
Б) ТУРИСТСКИЙ КОМПЛЕКС
Состоит из комплекса по размещению посетителей парка - трех уровней комфортности (гостиниц - люкс, коттеджи, кемпинг), площадок для занятий спортом, пляжа, лодочной станции, и т.д.
В) АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОМПЛЕКС
Где располагается офисная часть, конференц-зал, научные подразделения. 
3. Организационный план проекта 
Многофункциональная структура проекта сама по себе предполагает его многогранную юридическую организацию:
1. Памятник (музей) истории науки и техники (здания, сооружения, технологическое оборудование) - находится в федеральной собственности.  Контрольные  функции за  использованием  памятника выполняет специально создаваемое государственное учреждение – дирекция (администрация) парка. Оперативное управление осуществляет – дирекция музея.
2. Ноосферный парк (парк истории промышленной культуры и русской инженерии) - особо охраняемая территория. Все земли парка переводятся в разряд природоохранных, историко-культурных и находятся  в  государственной  собственности.  Организацию функционирование и содержание территории парка осуществляет государственное учреждение – дирекция (администрация) парка.
3.  Инвестиционная  компания (фонд),  учредителями которой выступают все заинтересованные  стороны.  Основной  задачей инвестиционной компании   является    привлечение   частных    инвестиций и распределение их на  конкурсной основе между  участниками проекта под конкретные виды деятельности.
4. Участники проекта – государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, юридические лица всех форм собственности, общественные организации, частные лица, ведущие тот  или  иной  вид  деятельности  и  обладающие каким-либо видом собственности в рамках проекта.
5. Рекреационная инфраструктура – собственность частных владельцев и администрации парка. 
4. Структура  инвестиций 
Данный проект подразумевает многоплановую инвестиционную политику. Структуру инвестиций в самом общем плане можно подразделить - на  возвратные и невозвратные средства.
Невозвратные средств - это прежде всего целевое бюджетное финансирование,  добровольные пожертвования,  собственные (мобилизуемые) средства  дирекции (администрация) парка, полученные от хозяйственной деятельности и предоставления в аренду земельных участков.  За  счет  данных средств будет происходить финансирование следующих статей расходов:
- Противоаварийные, реставрационные работы и работы по поддержанию памятника (музея);
- Создание и функционирование музейного комплекса, а также его научных подразделений;
- Создание и функционирование парка.
Возвратные средства - это займы (кредиты), средств акционеров, другие материальные ресурсы, распределяющиеся между субъектами проект  под конкретные виды деятельности. 

V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 
 Как было указано выше, трудно переоценить значение Природы, Истории, Культуры. Сохранение памятника - заводского комплекса Пороги - есть факт    исторической   необходимости, нашей ответственности на данном отрезке времени за  наследие  Российской промышленной культуры.
Результатом реализации проекта станет:
1. В культурно-просветительской сфере:
- Создание первого в России ноосферного парка;
- Формирование парка как центра инженерного и экологического просвещения;
- Формирование парка как одного из центров Программы международного инженерного и экологического туризма в структуре ЮНЕСКО.
2. В научной и научно-технической сфере:
- Формирование научно-исследовательского центр по проработке и  внедрению методик,  моделей, технологий,  связанных с  реализацией   ноосферного  подхода    в  сфере    производства, экологии, рекреации.
3. В социально-экономической сфере:
- Смена социально-экономической ориентации территории, имеющая целью приоритетное развитие производств услуг в сфере туризма,  малых  локальных  производств,  и  влекущая  за  собой создание новых рабочих  мест, повышение квалификационного  уровня трудовых   ресурсов,    улучшение   социальной    инфраструктуры, оздоровление финансово-экономической и экологической ситуации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий